В конце лета начали расти внутренние цены на пшеницу — за август они увеличились на 7%. Экспортные цены пока стоят на месте, но опрошенные Forbes эксперты видят предпосылки к их росту. В числе основных причин — снижение урожая и экспорта в России и ЕС. Что происходит с главным российским сельхозпродуктом, откуда берется ценовой разнобой и почему рост не поможет российским аграриям, разбирался Forbes
Из-за низких цен на пшеницу, основу российского сельскохозяйственного экспорта, аграрии снизили посевные площади под ней на 1,2 млн га. Однако в конце лета появились признаки роста — правда, пока в основном внутри России.
Цены на зерно сильно разнятся в зависимости от того, где, кем и кому оно реализуется. Внутренние цены — те, по которым аграрии продают зерно со своих предприятий и элеваторов оптовикам, мукомолам или трейдерам. В портовых ценах учтены не только затраты на покупку зерна у производителей, но и стоимость его доставки к борту судна и маржа трейдеров. Экспортные цены — это портовые плюс маржа экспортера. По этим ценам заключают контракты с импортерами. Мировые же цены — это биржевые маркеры, отображающие ситуацию со стоимостью зерна в странах-участницах зернового рынка. Все эти величины могут демонстрировать как схожую, так и разнонаправленную динамику. По состоянию на начало сентября большинство отслеживаемых ценников перешли к росту.
«Внутренние цены за месяц выросли более чем на 1000 рублей и превысили 14 000 рублей за тонну (+7,6%. — Forbes), что стало самым резким ростом с мая 2024 года», — отмечает директор «СовЭкон» Андрей Сизов. С конца июля к середине августа цены на российскую пшеницу в портах увеличились на 650 рублей, до 16 400 рублей за тонну (+4%, $181) и остались на этих уровнях до самого конца месяца, экспортные же цены уже два месяца остаются малоподвижными и находятся на уровне $220 за тонну.